Готика

Готика - это исторический художественный стиль, который зародившись во Франции в XII веке, господствовал в западноевропейской культуре до XV века. Из Франции готика уже в XII веке перебирается в Англию, а в последующие столетия в Германию, Испанию, Италию и другие страны Западной Европы. Готический стиль пришел на смену романскому. А сам термин «готика» (ит. Gotico - от названия варварских племен, вторгшихся во владения Римской империи) был введен в эпоху Возрождения и имел пренебрежительную окраску, намекая на варварство и примитивность средневековой культуры. Есть предположения, что впервые слово «готика» применил знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль. В готическом стиле Средневековья условно выделяют несколько этапов развития:

  • Ранняя готика – XII - первая четв. XIII в.
  • Зрелая (или высокая) готика – XIII в.
  • Поздняя (пламенеющая) готика – XIV – XV в.

Готический стиль в архитектуре

Часто готику ассоциируют с готическим стилем в архитектуре. Центром общественной жизни в средние века являлся собор – здесь проходили богослужения, читались лекции, проводились театрализованные представления по библейским сюжетам (мистерии). Необходимо было вмещать большое количество людей, с чем соборы в романском стиле справиться не могли. Архитекторы искали новые решения. В поисках облегчения сводов пришли к необходимости усиления каркасных арок (нервюр), образующихся на пересечении крестовых сводов. И чем выше и остроконечнее была арка, тем меньшее давление оказывала на опоры и стены. Так здания в готическом стиле приобрели стрельчатые арки, ребристые своды и возможность перекрывать огромные пространства. Это было поводом (но не причиной) появления готического стиля в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре

Архитектурный стиль готика находился под сильным влиянием церкви и был призван олицетворять в аллегорических и символических образах церковную догматику. Весь вид и атмосфера в готическом соборе должны были оказывать эмоциональное воздействие на прихожан. Несоизмеримое с человеком огромное пространство собора, многоцветное сияние витражей, вертикализм его башен и сводов олицетворяли христианскую идею устремленности ввысь, к Богу, а также бренности и ничтожности земной человеческой жизни. Готический собор только начинает расти из земли, но живет в небе.

Витражи в стиле Готика

В итоге характерными чертами готического стиля в архитектуре стали стрельчатые арки, вертикальность композиции, ребристый свод и сложная система каркасных опор. А впечатление безудержного движения ввысь и к алтарю в готике достигается рядами стройных столбов, стремительным взлётом остроконечных арок, нарастающими аркадами верхней галереи (трифория). Ощущение беспредельности пространства, живописное богатство аспектов возникает благодаря контрасту главного высокого и боковых полутёмных нефов.

Примером сооружений в готическом стиле могут служить: Ка’д’Оро в Венеции, Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Реймсский собор во Франции, собор Вестминстерского аббатства в Англии, собор святого Вита в Чехии.

Готический стиль в интерьере

Кроме новых технических решений в архитектуре готического стиля подверглись изменениям и барельефы храма. Романские геометрические формы и "плетенка" исчезают, отступают на задний план "звериные" мотивы. Мастера начинают смело использовать орнаменты, созданные природой. Капители в готических замках и соборах декорированы искусно выполненными листьями винограда, дуба, плюща, ясеня. Внутри убранство храмов украшают библейские сюжеты, более повествовательного характера, в которых раскрывается внутреннее состояние человека. Искусство мастеров готики творит необыкновенные по красоте картины, выполненные в технике темперы, в переплетении с блеском золота и серебра алтаря. Мотивы сюжетов все еще религиозны (взятие Мадонны на небо, Страшный суд, Успение, и т. д.), но в них уже проявляется интерес к реальной земной жизни. Однако, реальность проступает в виде евангельских мотивов, представленных в виде аллегорий.

В интерьере готического стиля особое место принадлежит пластике, это касается как внешнего, так и внутреннего убранства. Сотни, тысячи, а порой десятки тысяч скульптурных изображений, отдельных статуй и отделок на порталах, водостоках и капителях вплетаются в структуру здания, обогащая его образ. Статуи, ажурные орнаменты, барельефы внутри и снаружи готического собора ярко раскрашивались, а глаза инкрустировались свинцом. К сожалению, следы раскраски практически не сохранились. В готическом интерьере преобладали фиолетовый, золотой, красный, жженой охры и черные цвета, а из материалов – камень, дерево, стекло.

Элементы интерьера в стиле Готика

Наиболее узнаваемым и известным элементом в готическом стиле являются окна. Украшенные витражами и достаточно большие они приносят в интерьер игру света и тени, создавая особую возвышенную атмосферу и наполняя помещение приватностью. А для обрамления окон в стиле готика, как правило, использовали роскошные гобелены и бархат. При изготовлении мебели чаще всего использовали дерево темных тонов, дополняя ковкой или резьбой. Мебель в готике отличается массивностью, повторяет вертикальность конструктивных элементов и скорее является отдельным произведением искусства.

Мебель в  готическом стиле

Неоготика

В середине XVIII века в Англии возник стиль неоготика (новая готика), а позднее - во Франции и в Германии. В 1830-1850-х гг. сформировался неоготический стиль и в России. Этот стиль предполагает обращение к средневековому искусству, использование конструктивных идей деталей готического стиля. Примерами неоготического стиля являются Вестминстерский дворец, Мемориал принца Альберта в Великобритании, здание Венгерского парламента, церковь Вотивкирхе в Австро-Венгрии, Кельнский собор в Германии.